В первом полугодии 2012 года по девяти жалобам налогоплательщиков было принято решение об отказе в рассмотрении. Всего за этот период в адрес УФНС России по Тюменской области поступило 217 жалоб. Отдел досудебного аудита Управления просит обратить внимание на частые ошибки при подаче жалобы.
Согласно многолетней практике специалистов отдела, чаще всего налогоплательщикам отказывают в рассмотрении жалобы из-за их же рассеянности. Например, оспаривая акты камеральных и выездных налоговых проверок, налогоплательщики не указывают предмет обжалования и обоснование заявляемых требований. Работникам налоговых органов предлагается угадать, что именно не устроило заявителя.
Бывает, что жалоба поступает от человека, который не имеет на то документально подтвержденных оснований – то есть без официально заверенной доверенности на представление интересов налогоплательщика.
«Это, как правило, указывает на неопытность налогоплательщика - замечает Ольга Ножкина, начальник отдела досудебного аудита УФНС России по Тюменской области. – Мы проводим консультации, объясняем как правильно надо составлять и предоставлять жалобу. Но на уступки идти в этом вопросе не можем – мы орган государственной власти. Мы несем ответственность за свои решения. Налогоплательщикам тоже следует к процессу подачи жалобы относиться серьезней».
Самые популярные ошибки налогоплательщиков – тоже указывают на определенную рассеянность или недостаточную правовую грамотность. Речь идет о пропуске срока обжалования или повторном представлении жалобы.
Кстати, различают жалобы на решение налогового органа и апелляции. В первом случае, решение должно вступить в законную силу. Это может быть решение налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (принятое в порядке ст. 101 НК РФ) и о привлечении (отказе в привлечении) лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (принятое в порядке ст. 101.4 НК РФ). Апелляция же подается на решения принятые в порядке статьи 101 НК РФ, которые еще не вступили в законную силу – это принципиальная разница. У налогоплательщика есть всего 10 рабочих дней со дня получения решения налогового органа, чтобы направить в Инспекцию апелляционную жалобу, адресованную в УФНС России по Тюменской области. Ее со всеми материалами в течение трех рабочих дней Инспекция отправляет в Управление, на рассмотрение.
Налогоплательщик может обжаловать в вышестоящем органе решения: принятые в порядке ст. 101 НК РФ - в течение 1 года, принятые в порядке ст. 101.4 НК РФ - в течение трех месяцев.
Более подробно ознакомиться с порядком подачи жалобы в налоговые органы можно на официальном сайте УФНС России по Тюменской области в разделе «Права и обязанности налогоплательщиков» в рубрике «Досудебное урегулирование споров».
|